Национальные права старого образца. С 1998 по 2007 год можно было выбрать один из этих двух форматов.

Новое национальное водительское удостоверение.

Международные права нового образца.

Основная задумка последних поправок к Венской конвенции — стандартизация прав во всех участвующих странах. Значение строк и размещение элементов на сторонах прав в России и, например, в Германии не различаются.

СТАТЬЯ 41

Водительские удостоверения

(Положения, применимые с 29 марта 2011 года (см. новую статью 43))

1. а) Каждый водитель автомобиля должен иметь водительское удостоверение;

b) Договаривающиеся стороны принимают на себя обязательство обеспечить,

чтобы водительские удостоверения выдавались только после проверки компетентными

органами наличия у водителя необходимых знаний и навыков; лица, уполномоченные

проводить эту проверку, должны иметь надлежащую квалификацию; содержание и

порядок проведения как теоретических, так и практических экзаменов регламентируются

национальным законодательством;

с) в национальном законодательстве должны быть предусмотрены требования для

получения водительского удостоверения. В частности, в нем должны определяться

минимальный возраст для получения водительского удостоверения, требующееся состояние

здоровья и условия для успешной сдачи теоретического и практического экзаменов;

44 Часть I: Конвенция о дорожном движении

d) ни одно положение настоящей Конвенции не должно толковаться как

запрещающее Договаривающимся сторонам или их территориальным подразделениям

требовать наличия водительских удостоверений на право управления другими

механическими транспортными средствами и велосипедами с подвесными двигателями.

2. а) Договаривающиеся стороны будут признавать:

i) любое национальное водительское удостоверение, соответствующее

предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции;

ii) любое международное водительское удостоверение, соответствующее

предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции, при условии, что

оно предъявляется вместе с соответствующим национальным

водительским удостоверением,

действительным на своей территории для управления транспортным средством,

соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление

которыми выданы удостоверения, при условии, что указанные удостоверения являются

действительными и что они выданы другой Договаривающейся стороной или одним из ее

территориальных подразделений либо объединением, уполномоченным на то этой

Договаривающейся стороной;

b) водительские удостоверения, выданные одной Договаривающейся стороной,

должны признаваться на территории другой Договаривающейся стороны до момента, с

которого данная территория становится обычным местожительством владельца

удостоверения;

с) положения настоящего пункта не применяются к водительскому удостоверению

ученика-водителя.

3. Национальным законодательством может ограничиваться срок действия

национального водительского удостоверения. Срок действия международного

водительского удостоверения ограничивается датой истечения срока действия

национального водительского удостоверения или датой истечения срока, не превышающего

три года с момента выдачи международного водительского удостоверения, в зависимости

от того, какой срок наступит раньше.

4. Независимо от положений, содержащихся в пунктах 1 и 2,

а) если действительность водительского удостоверения обусловлена специальной

пометкой, требующей ношения данным лицом некоторых приспособлений или

предусматривающей некоторое переустройство транспортного средства с учетом

инвалидности водителя, это удостоверение считается действительным только при условии

соблюдения этих предписаний;

Появление весной этого года водительских прав нового образца внесло сумятицу: действительны ли они за границей? Как быть тому, у кого удостоверение старого образца?

Оказалось, что по закону получать «переводные» международные права для поездки, к примеру, в Европу нам не нужно. Но... придется!

Для начала напомним: национальные права, то бишь водительские удостоверения (ВУ) — это документ, на основании которого мы можем управлять транспортными средствами на дорогах России. Международное водительское удостоверение (МВУ) — это книжка формата А6 со страницами одинакового содержания, отпечатанными на русском, английском, испанском, немецком, итальянском, арабском, японском и китайском языках.

На прежних национальных правах, и больших, и маленьких, выдававшихся с 1993 по 2011 год, заголовок «Водительское удостоверение» был продублирован по-французски (Permis de conduire), а фамилия, имя и место жительства были указаны и по-русски, и латиницей. Однако даже без этого они были бы действительны в странах, подписавших Венскую конвенцию о дорожном движении в 1968 году!

Не верите? Открываем текст конвенции. «Договаривающиеся стороны будут признавать действительным для управления автомобилями соответствующих категорий... любое национальное удостоверение, составленное на одном из их национальных языков либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом...» Причем «национальный язык» обозначает здесь тот, который в той или иной стране используется для официальных документов. Например, в России это русский. То есть если бы ВУ было выдано в Чечне и имело бы надписи на чеченском, то для езды за границей нужен был бы нотариально заверенный перевод на русский. Но для обычных российских прав никакого перевода не нужно!

Что изменилось после 28 марта сего года?

Новая редакция Венской конвенции ввела конкретные требования для национальных прав, и именно согласно ей с марта этого года начали выдавать новые, розово-голубые карточки. При их появлении многих смутило, что на них нет ни привычного французского «Permis de conduire», ни даже английского «Driver’s license». И не надо! Ведь теперь бланки национального ВУ во всех странах — участницах Венской конвенции абсолютно одинаковы, с пронумерованными строками: номер строчки означает отдельную графу, прописанную в конвенции. Это заметно облегчает чтение ВУ полицейским в разных странах.

Но... Мы связались с представителями международных прокатных компаний Hertz и Avis. Так вот, западные прокатчики уверены, что россиянам обязательно надо иметь МВУ во всех странах Европы! Правда, тут же оговариваются, что есть несколько стран, где международные права «ну совсем обязательны». Например, в Италии — хоть она конвенцию и подписала. В посольстве Италии нам заявили, что штраф за отсутствие МВУ в стране — от 300 евро!

А как же, спрашиваем, Венская конвенция? Уж вы-то, дипломаты, должны знать, что это такое! Нет, говорят, не слышали... Выходит, бардак с исполнением законов не только у нас!

Что делать?

Особо упрямые могут возить с собой распечатки двух Венских конвенций — «О дорожном движении» и «О праве международных договоров» (на сайте www.un.org они доступны на нескольких языках). Статья 27 второй из них говорит, что «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им международного договора». Но это — суд, разборки с полицией, звонки в посольство... В общем, отпуск будет испорчен.

Новое национальное водительское удостоверение Международные права нового образца

Поэтому правильным будет не пожалеть 1000 рублей и получить в отделении ГИБДД международные права, подав для этого действующие национальные права, паспорт, медицинскую справку и матовое фото размером 35х45 мм. А для поездок по странам, которые не подписывали Венскую конвенцию, но приняли другой международный договор, Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года, — иметь МВУ нужно обязательно (полный список стран представлен в таблице).

Кстати, поправки в Венскую конвенцию обязывали Россию начать выпуск новых международных прав, как и национальных, в марте нынешнего года. Бланк МВУ также пополнился новыми категориями прав. Однако вышла неурядица — приказ МВД №206, вводящий новые МВУ в действие, опубликован только 20 мая, а даже к середине июля новый вариант этих прав так и не выдавали ни в одном экзаменационном подразделении ГАИ. Почему? Со слов пресс-службы Департамента ОБДД МВД РФ, пока элементарно нет бланков: закупаться они должны через тендер, который можно организовать только после принятия нормативных документов. Будь приказ опубликован в январе — успели бы вовремя.

Основная задумка последних поправок к Венской конвенции — стандартизация прав во всех участвующих странах. Значение строк и размещение элементов на сторонах прав в России и, например, в Германии не различаются

Чем грозит задержка?

Ничем! МВУ старого образца, выданные в нарушение конвенции после 28 марта, по мнению МВД и работников консульств, продолжают действовать. А те национальные и международные права, которые получены до этого, — и подавно. Даже в новой редакции Венской конвенции есть статья 43 о «переходных положениях». Она гласит, что до 28 марта этого года страны-подписанты должны были начать выпуск новых прав, однако все выданные до этого момента национальные и международные ВУ действительны до указанной на них даты.

Но получать МВУ в дополнение пусть и к старому национальному удостоверению все равно, похоже, придется...

Другое обновление законов, касающееся тех же поправок к конвенции, еще ждет своей очереди. Сразу оговоримся — они не обязывают, а именно разрешают вводить дополнительные подкатегории прав. Проект соответствующего закона в Госдуме планировали принять еще в весеннюю сессию, то есть до 8 июля, но не успели — он до сих пор находится на согласовании в правительстве.

Напомним, суть изменений сводится к введению подкатегорий к каждой из действующих категорий ВУ. В удостоверениях нового образца они уже появились, но пока не прописаны законодательно: «легкие мотоциклы» (А1), трициклы и квадроциклы (В1), легкие грузовики не тяжелее 7,5 т (С1) и микроавтобусы с количеством мест для пассажиров не более 16 (D1). Категория М для мопедов, которая есть во многих странах Европы, из законопроекта ушла — изначально молодежь от 16 лет для управления мопедами хотели проверять на знание ПДД. Передумали. Зато к пунктам С1 и D1 введут отдельные «прицепные» категории Е. Затея здравая: зачем учиться водить междугородный лайнер, если собираешься ездить лишь на маршрутной Газели?

 

В ГАИ по-прежнему выдают международные права старого образца — от новых они отличаются отсутствием подкатегорий, однако на их «дееспособность» это никак не влияет. Действуют международные права только вместе с национальными, номер которых указан в МВУ

Также появится возможность сдавать экзамены в ГАИ на машинах с автоматической коробкой передач — за руль машины с «механикой» сесть уже не выйдет. Кстати, в предвкушении этих поправок многие автошколы уже учат ездить с «автоматами», но пока что при сдаче экзаменов в ГАИ используются обычные автомобили — учтите это.

Для нынешних владельцев ВУ изменений к худшему не произойдет: наличие любой открытой категории даст право и на управление транспортом соответствующих подкатегорий, а умение ездить с «механикой», естественно, разрешит езду и с «автоматом». Заработают поправки предположительно в следующем году, а то и позже. Если наши законодатели еще чего-нибудь не придумают.

Кстати, Федеральная служба судебных приставов (ФССП) подготовила законопроект, разрешающий лишать специальных прав злостных неплательщиков штрафов, налогов или алиментов. По мнению приставов, у многих состоятельных, но безответственных граждан квартира записана на маму, яхта на бабушку, машины на друга — и, формально не имея ничего, они по доверенности пользуются всеми благами цивилизации. Чтобы найти на «уклонистов» управу, предлагается в судебном порядке лишать их прав на управление различными видами транспорта, лицензий на охоту и других разрешений на специальную деятельность — в том числе и водительских прав. При этом подчеркивается, что тех, для кого такие права — это основной источник дохода (например, таксистов и пилотов), закон не коснется.

Подобные меры к неплательщикам уже давно применяются в США и некоторых странах Европы, а в России предложенный приставами закон может вступить в силу уже в следующем году.

Страны, подписавшие Венскую конвенцию ООН о дорожном движении от 8 ноября 1968 года

Австрия 
Багамы 
Бахрейн 
Беларусь 
Бельгия 
Болгария 
Босния и Герцеговина 
Бразилия 
Великобритания 
Венгрия 
Венесуэла 
Гайана 
Гана 
Германия 
Греция 
Грузия 
Дания 
Заир 
Зимбабве 
Израиль 
Индонезия 
Иран 
Испания 
Италия 
Казахстан 
Коста-Рика 
Кот-д'Ивуар 
Куба 
Кувейт 
Латвия 
Литва 
Люксембург 
Македония 
Марокко 
Мексика 
Молдова 
Монако 
Нигер 
Норвегия 
Пакистан 
Польша 
Португалия 
Республика Корея 
Россия 
Румыния 
Сан-Марино 
Сейшелы 
Сенегал 
Сербия 
Словакия 
Словения 
Таджикистан 
Таиланд 
Туркменистан 
Узбекистан 
Украина 
Уругвай 
Филиппины 
Финляндия 
Франция 
Хорватия 
ЦАР 
Черногория 
Чехия 
Чили 
Швейцария 
Швеция 
Эквадор 
Эстония 
ЮАР

Формально в этих странах можно ездить с любыми национальными правами

Страны, подписавшие Женевскую конвенцию ООН о дорожном движении от 19 сентября 1949 года

Австралия 
Албания 
Алжир 
Андорра 
Аргентина 
Бангладеш 
Белиз 
Бенин 
Ботсвана 
Ватикан 
Гаити 
Гамбия 
Гватемала 
Гибралтар 
Гонконг 
Гренада 
Доминиканская Республика 
Египет 
Западное Самоа 
Индия 
Иордания 
Ирландия 
Исландия 
Камбоджа 
Канада 
Кипр 
Киргизия 
Китай 
Конго 
Лаос 
Лесото 
Ливан 
Мавритания 
Мадагаскар 
Малави 
Малайзия 
Мали 
Мальта 
Намибия 
Нидерланды 
Новая Зеландия 
Новая Каледония 
Папуа — Новая Гвинея 
Парагвай 
Перу 
Руанда 
Свазиленд 
Сингапур 
Сирия 
Сент-Винсент 
и Гренадины 
Сан-Люция 
США 
Сьерра-Леоне 
Тайвань 
Танзания 
Того 
Тринидад и Тобаго 
Тунис 
Турция 
Уганда 
Фиджи 
Французская Полинезия 
Ямайка 
Япония

В этих странах можно ездить только при наличии и национальных, и международных прав

Часть I: Конвенция о дорожном движении 45

b) Договаривающиеся стороны могут не признавать действительным на своей

территории водительское удостоверение, владельцу которого не исполнилось

восемнадцати лет;

с) каждая Договаривающаяся сторона может не признавать действительными на

своей территории для управления автомобилями или составами транспортных средств

категорий С, D, CE и DE, упомянутых в приложениях 6 и 7 к настоящей Конвенции,

водительские удостоверения, владельцам которых не исполнилось двадцати одного года.

5. Международное водительское удостоверение может выдаваться только на основании

национального водительского удостоверения, выданного с учетом минимальных

требований, предусмотренных в настоящей Конвенции. Международное водительское

удостоверение выдается только Договаривающейся стороной, на территории которой

владелец имеет обычное местожительство, выдавшей национальное водительское

удостоверение или признающей национальное водительское удостоверение, выданное

другой Договаривающейся стороной; оно является недействительным на этой территории.

6. Положения настоящей статьи не обязывают Договаривающиеся стороны:

а) признавать действительными национальные удостоверения, выданные на

территории другой Договаривающейся стороны лицам, которые имели на их территории

обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые

перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого

удостоверения;

b) признавать действительность национальных водительских удостоверений,

выданных водителям, обычное местожительство которых в момент выдачи удостоверений

находилось не на территории, где были выданы удостоверения, или которые перенесли свое

местожительство после выдачи удостоверений на другую территорию.

СТАТЬЯ 42

Приостановление действия водительских удостоверений

1. Договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения могут лишить

водителя права пользоваться на их территории национальным или международным

водительским удостоверением в случае нарушения им на их территории правил, за которое

согласно их законодательству предусматривается лишение права пользоваться

водительским удостоверением. B этом случае компетентный орган Договаривающейся

стороны или ее территориального подразделения, который лишил водителя права

пользоваться водительским удостоверением, может:

а) изъять водительское удостоверение и задержать его до истечения срока, на

который изымается это удостоверение, или до момента выезда водителя с данной

территории, в зависимости от того, какой срок наступает скорее;

b) информировать орган, который выдал или от имени которого было выдано

водительское удостоверение, о лишении права пользования этим удостоверением;

46 Часть I: Конвенция о дорожном движении

с) если речь идет о международном водительском удостоверении, сделать в

специально предусмотренном для этого месте отметку о том, что указанное водительское

удостоверение перестало быть действительным на данной территории;

d) в том случае, когда он не применяет процедуру, упомянутую в подпункте а)

настоящего пункта, в дополнение к сообщению, упомянутому в подпункте b), просить

орган, который выдал или от имени которого было выдано водительское удостоверение,

информировать заинтересованное лицо о принятом в отношении него решении.

2. Договаривающиеся стороны будут стремиться ставить заинтересованных лиц в

известность о решениях, которые будут им сообщаться в соответствии с процедурой,

предусмотренной в подпункте d) пункта 1 настоящей статьи.

3. Ни одно положение настоящей Конвенции не должно толковаться как препятствующее

Договаривающимся сторонам или их территориальным подразделениям запретить водителю,

имеющему национальное или международное водительское удостоверение, управлять

автомобилем, если очевидно и доказано, что его состояние таково, что он не может управлять

транспортным средством, не создавая угрозы для движения, или если он был лишен права на

вождение в государстве, где он имеет свое обычное местожительство.

СТАТЬЯ 43

Переходные положения

1. Договаривающиеся стороны должны выдавать национальные водительские

удостоверения в соответствии с новой редакцией приложения 6 не позднее чем через пять

лет после ее вступления в силу. Национальные водительские удостоверения, выданные в

соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 6 настоящей Конвенции

до истечения этого периода, признаются в течение срока их действия.

2. Договаривающиеся стороны должны выдавать международные водительские

удостоверения в соответствии с новой редакцией приложения 7 не позднее чем через пять

лет после ее вступления в силу. Международные водительские удостоверения, выданные в

соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 7 настоящей Конвенции

до истечения этого периода, остаются действительными с учетом положений пункта 3

статьи 41.

 

 

 

© Avtoprostranstvo

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz