Важные положения КоАП РФ

В КоАП РФ содержится ряд положений, в которых желательно разбираться любому автомобилисту.

В законе четче сформулированы очень важные нормы, касающиеся презумпции невиновности. Никто не может быть привлечен к ответственности, пока его вина не доказана в установленном порядке. Более того, никто не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в его пользу. Никто не может нести ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Кодекс установил, что при нарушении правил остановки и стоянки, порядка пользования муниципальными, коммерческими или другими парковками запрещается применение блокирующих устройствэвакуациятранспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом.

Наконец-то разъяснен термин «нечитаемый регистрационный знак», из-за которого возникали бесконечные конфликты между инспекторами и водителями, платившими штрафы из-за забрызганного грязью номера. Теперь государственный регистрационный знак признается нестандартным или нечитаемым при несоответствии его требованиям государственного стандарта. На сегодня действует ГОСТ «Знаки государственные регистрационные транспортных средств (Типы и основные размеры. Технические требования).

Кодексом зафиксировано, что порядок и сроки прохождения государственного технического осмотраустанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом введено довольно спорное положение, уже не раз подвергавшееся критике, запрещающее «проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности». Кроме этого, запрещено повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт и других документов, не предусмотренных федеральным законом.

Несколько изменены и более четко сформулированы так называемые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Их всего девять: 
1. доставление, 
2. административное задержание, 
3. личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, 
4. изъятие вещей и документов, 
5. отстранение от управления транспортным средством, 
6. медицинское освидетельствование на состояние опьянения, 
7. задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, 
8. арест товаров, транспортных средств и иных вещей, 
9. привод.

Более четко разъяснено понятие досмотра. Теперь под этим термином понимается обследование каких-либо вещей без нарушения их конструктивной целостности. Досмотр может производиться лишь для поиска орудий или предметов административного правонарушения. По общему правилу при досмотре обязательно присутствие понятых, однако «в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц», личный досмотр и досмотр вещей могут быть проведены и без понятых. 
Досмотр транспортного средства, напротив, ни при каких обстоятельствах не может состояться без понятых. Участие владельца также обязательно, однако «в случаях, не терпящих отлагательства», закон позволяет обойтись и без него.

Водитель может быть отстранен от управления транспортным средством если: 
1. есть достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, 
2. он управлял транспортным средством, не имея при себе документов на право управления, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения транспортным средством в отсутствие его владельца,
3. он управлял транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда)4. он управлял транспортным средством, не имея права управления (за исключением учебной езды), 
5. он управлял транспортным средством, будучи лишенным права управления. 

При необходимости, водитель, отстраненный от управления, может быть направлен на медицинское освидетельствование, а автомобиль задержан. 
 

В кодексе содержатся понятия задержания и запрещения эксплуатации транспортного средства.

Для задержания автомобиля существует семь оснований: 
1. Управление транспортным средством, не имея при себе документов на право управления, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения транспортным средством в отсутствие его владельца. 
2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) 
3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления (за исключением учебной езды). 
4. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления. 
5. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, 
6. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, 
7. Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. 

Запрещение эксплуатации транспортного средства – более жесткая мера, поскольку влечет за собой немедленное снятие номерных знаков. Она применяется в следующих случаях: 
1. Управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр.
2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда). 

Что касается сроков задержания и запрещения эксплуатации, то они ограничены временем устранения соответствующего нарушения.

Обратите внимание, оба приведенных перечня носят исчерпывающий характер, то есть ни инспектор, ни местный губернатор не смогут найти других оснований для задержания вашего автомобиля или мотоцикла. Факт задержания или запрещения эксплуатации отражается в протоколе, копия которого в обязательном порядке вручается водителю. 

Производство по любому административному делу может проводиться только после его возбуждения. Дело считается возбужденным с момента:

1) составления протокола об административном правонарушении, 
2) составления протокола о применении любой из следующих мер обеспечения производства по делу: 
- доставление, 
- административное задержание, 
- личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства; 
- изъятие вещей и документов, 
- отстранение от управления транспортным средством, 
- медицинское освидетельствование на состояние опьянения, 
- задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, 
- арест товаров, транспортных средств и иных вещей, 
- привод.
3) вынесения определения о возбуждении дела, если по делу необходимо провести административное расследование,
4) оформления предупреждения или взимания штрафа на месте совершения правонарушения. 

Если за совершение административного правонарушения виновному объявляется предупреждение или назначается штраф в размере не более 1 МРОТ, протокол об административном правонарушении не составляется, а штраф уплачивается на месте. К таким правонарушениям относятся, скажем, превышение скорости на величину до 40 км\час, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил остановки и стоянки и др. Естественно, речь идет о случаях, когда водитель не оспаривает свою вину. При несогласии с мнением инспектора, можно требовать составления протокола и разбирательства дела в обычном, а не упрощенном порядке.

Часть дел о нарушении Правил дорожного движения представляют некоторую сложность и требуют значительных временных затрат. Для таких случаев Кодекс предусматривает административное расследование. Оно проводится по месту совершения или выявления правонарушения и по срокам ограничено одним месяцем. В исключительных случаях этот срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом еще на один месяц. Расследование заканчивается составлением протокола об административном правонарушении или постановления о прекращении дела.

В течение суток с момента составления, протокол направляется судье или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело. По общему правилу, дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Однако по ходатайству заинтересованного лица, оно может быть рассмотрено и по мету его жительства. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено и по месту учета транспортного средства.

Для рассмотрения дела КоАП отводит 15 дней с момента получения должностным лицом материалов дела. Однако при поступлении ходатайств об отложении дела, либо при необходимости дополнительной проверки, срок рассмотрения может быть продлен, однако не более чем на один месяц.

Если в качестве наказания виновному может быть назначен административный арест, рассмотрение происходит в день получения материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Рассмотрение материала об административном правонарушении начинается с объявления, кто и какое дело рассматривает и на основании какого закона лицо привлекается к ответственности. Далее удостоверяются полномочия присутствующих, разрешаются ходатайства и отводы, разъясняются права и обязанности. Должностное лицо, ведущее заседание, оглашает протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы. Лица, участвующие в деле, дают объяснения, после чего заслушиваются пояснения специалиста, заключение эксперта, иные доказательства, а в случае участия прокурора – и его заключение.

Резолютивным документом по итогам рассмотрения дела является постановление. В нем подробно излагаются все обстоятельства происшедшего, сведения о нарушителе, статья закона, на основании которой он привлекается к ответственности, порядок обжалования вынесенного решения. Постановление объявляется присутствующим немедленно после рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. При невозможности личного вручения, копии постановления высылаются указанным лицам в течение трех дней. 

При необходимости вынесенное постановление может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вручения или получения по почте его копии. Если срок пропущен по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка, т.п.), он, скорее всего, будет восстановлен. Жалобу следует направлять тому же должностному лицу, которое рассматривало дело, а оно обязано переправить жалобу по назначению.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения, 
2) об изменении постановления, если при этом не ухудшается положение лица, в отношении которого оно вынесено,
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу,
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение. 

Вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания может быть приведено в исполнение в течение года после вынесения. При этом административный штраф должен быть уплачен нарушителем в банк в течение 30 дней.

В случае неуплаты штрафа его взыскание производится судебными исполнителями в порядке, установленном законодательством.


 

© Avtoprostranstvo

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz